БЕСЕДА С ЛЕГАТОМ ПАВЛОМ

Беседа, которую император Кантакузин вел в
июне месяце пятого индикта шесть тысяч восемь-
сот семьдесят пятого года[1] с господином Павлом,
который пришел от папы вместе с графом Савой-
ским и который, являясь митрополитом Фив, на-
зван теперь папой патриархом Константинополя.

1. Император Палеолог, придя из Венгрии, и граф
Савойский, который вместе с господином Павлом,
прежде бывшим митрополитом Фив, ныне же наиме-
нованным папой патриархом Константинополя, при-
шел из этой страны,[2] встретились в Созополе. Здесь
и был поставлен ими, т. е. графом и Павлом, вonpoс
о единстве церквей. Император ответил им так:

— Я один ничего не могу сказать об этом; разве
только, когда мы вернемся в Константинополь, ибо
там находится мой отец-император и пребывает
патриарх, и его собор выслушает то, что вы гово-
рите, мы все вместе дадим вам на это ответ,

2. По прибытии их в Константинополь, когда
Павел захотел и старался увидеться и обсудить с
патриархом [3] вопрос о церкви, тот не пожелал это-
го,[4] сказав:

— Как могу я при соборе видеться с ним и
обсуждать какие бы то ни было вопросы о церкви,
когда он не принес с собой письма от папы? Но
если он хочет побеседовать со мной дружески, один
на один, я уступлю ему и соглашусь.

Графу и Павлу это показалось в высшей степени
удручающим и как бы знаком некоторого презре-
ния, так что последний стал решительным образом
требовать ответа на эти вопросы. Поскольку же
император Палеолог, патриарх и архиереи просили
императора Кантакузина, чтобы он с этой целью
встретился с ним и побеседовал, он взялся вести
этот спор сам. В назначенный день вместе с ним
прибыли во Влахернские палаты его сын, император
Палеолог, его дочь, деспина госпожа Елена, импе-
ратор господин Андроник и деспот господин Ману-
ил, их дети, еще же некоторые из архонтов и его
духовный отец господин Марк, а также три архи-
ерея — Эфесский, Гераклейский и Адрианополь-
ский — с другими избранными церковными архон-
тами; вошел и Павел и, сотворив обычное привет-
ствие, сел.

3. И после того, как все расселись, император
Кантакузин спросил его:

— Каковы твоя воля и желание и чего ты до-
биваешься?

Тот ответил:

— Единства церкви.

Император ему:

— Ты стремишься к хорошему и богоугодному
делу, но каким путем: силы и самовластия или
убеждения, истины и церковного общения и поста-
новления?

Тот:

— Путем убеждения и истины и согласно цер-
ковному установлению и порядку.

4. И император, возблагодарив Бога и его за
его мнение и ответ, сказал следующее:

— Люди, не сохранив божественную заповедь
мира, предались чудовищным страстям и делам и
разделились: одни из них стали врагами христиан
и присущего им по душе и телу, каковыми являются
нечестивые и последователи Магомета, другие же
врагами их добра, а иногда и тел, каковыми яв-
ляются единоверные нам и придерживающиеся
церкви, т. е. болгары, сербы и им подобные, —
ведь стоит им захотеть разграбить наше добро, как
отсюда начинаются войны, и по необходимости за
ними следуют телесные смерти. Но есть и иные,
кажущиеся друг другу друзьями; они — единопле-
менники, но забыли об этом и являются врагами
тех, кто имеет с ними дело; ведь если кто-нибудь,
обманув, сможет получить от другого что-либо, сто-
ящее много денег, дав взамен немногое, то не счи-
тает, что приобрел это хищнически, обманно, чуть
ли не путем воровства, но радуется, как будто
совершил какое-нибудь доброе дело, а в итоге по-
степенно становится врагом другого.

5. Так дело обстоит с врагами, с друзьями же
дело обстоит следующим образом.

Оказываются ведь друзьями люди, которые, сой-
дясь из разных стран и земель, относятся друг к
другу по-дружески, как мы — ведь ты из Калабрии
(ибо тот был калабриец родом), а я из здешних.
Есть опять же люди, ставшие друзьями: одни —
из разных городов, другие — из одного отечества
и рода. И еще третьи есть, которые еще роднее
этих, отец с сыном и брат с братом. А жена со
своим мужем — не только друзья, но и плоть одна
(Быт. 2, 24). Но ни одна дружба, ни одно самое
полное соединение из тех, что я перечислил, не
может сравниться с духовным единением и любовью
Церкви. Да что я говорю о многих?! Даже отдельный
человек, даже индивидуум не может сам по себе
быть цельным и единым так, как духовный человек,
т. е. Церковь, ибо именно Церковь есть тело Гос-
подне, голова коего — Христос.

6. И поэтому тот, кто хочет расколоть Церковь,
раскалывает само тело Господне и сам есть распяв-
ший Господа и проткнувший бок Его копием. Я того
в первую очередь приравниваю к распявшему Его,
кто вызвал этот нынешний раскол. Но я сказал
бы, что и тот, кто может соединить Церковь, но
не сделал этого либо из-за собственного пристрастия,
либо по какой бы то ни было причине, не лучше
первого, и что про этого человека можно сказать,
что даже кровавый мученический венец не освобо-
дит его от кары; ведь на моей стороне сказавший:
«Если и страдает кто, не венчается, если не законно
страдать будет» (2 Тим. 2, 5). Я утверждаю, что не
только из-за множества людей, которых спас Хрис-
тос, промысел воплощения Его совершился, но и
будь в мире всего только один человек — ради него
одного Он воплотился бы и страдал, чтобы спасти
его. Итак, если бы я не понимал, сколь великим
злом является разделение Церкви, то кара Божия
была бы мне умеренной, но поскольку я точно и
отчетливо знаю, сколька добра может принести
единство и сколько зла приносит раскол Церкви,
то, если только есть у нас возможность достигнуть
этого единства и оно не будет достигнуто, не знаю,
как я вынесу достойную кару. Я говорю это, сви-
детельствуя перед Богом и его избранными ангела-
ми, что, ниспошли он мне смерть в огне ради
единства Церкви, я бы сам, собрав дрова, зажег
их и вошел бы в огонь с большим желанием и
рвением.

7. И не говори мне, что я говорю это просто
потому, что желаю, чтобы Римская церковь при-
соединилась к нашей; ибо, с одной стороны, я
уверен, что именно наша церковь правильно мыс-
лит, — как сам Христос научил и Его ученики и
апостолы, — и готов тысячу раз умирать за это;
это совершенно ясно, и вы, как и мы, ничего против
этого не имеете. Но, с другой стороны, свидетель-
ствуя, что наши мнения хороши и правильны, вы
считаете еще, что и ваши правильны, поскольку
они не являются противоречащими тому, что ду-
маем и говорим мы. Потому-то я и говорю, что с
готовностью предам свое тело сожжению, чтобы
выяснить и обнаружить перед Богом и людьми
подлинно обнаженную истину, если только есть
истина в том, что вы говорите. Ведь мы в это не
верим.

8. Так вот, поскольку дела и истина находятся
в таком состоянии, ни один человек — ни из нашей
церкви, ни из Римской — не сможет сказать, что
стремится к единству больше меня. Ибо едва ли
не с той поры, как на свет появился и увидел
солнце, я охвачен стремлением и желанием увидеть
единство Церкви. Не случилось же этого, я полагаю,
потому, что все время — с того момента, как раз-
деление Церкви сделалось всеобщим, и доныне —
вы подходите к вопросу объединения не как друзья
и братья, а наставнически, самовластно и как если
бы вы были господами, заявляя, что ни мы, ни
вообще кто-либо из людей не может иметь взгляды,
отличные от того и противоречащие тому, что папа
говорит или же скажет, поскольку он является
наследником Петра и говорит то же самое, что и
Христос, но что мы должны выслушивать его слова,
склоняя сердца и головы, как если бы они исходили
от самого Христа.

9. Так вот, знай, архиерей, что пока подобное
мнение держит у вас верх, воссоединить Церковь
невозможно. Но если ты хочешь, чтобы была общая
польза, послушайся моего совета и не сочти меня
человеком гордым и хвастливым. Мы, полководцы,
когда собираемся выступить в поход и вторгнуться
в землю наших врагов, следуем не только своему
мнению, но пользуемся и советами солдат, находя-
щихся на границе, которых мы зовем глазами войс-
ка, и хотя по знаниям очень от них отличаемся,
принимаем их мнение — как специалистов и людей,
имеющих сведения о прилегающих к границе рай-
онах. Поскольку я опытнее тебя в здешних делах,
прими мой совет. Состоит он в следующем.

10. А именно: надо, чтобы состоялся кафоли-
ческий и вселенский собор, на который собрались
бы в Константинополь архиереи, находящиеся под
властью вселенского патриарха — и те, которые
близко, и те, которые далеко пребывают, как-то:
митрополит России с несколькими его епископами,
митрополиты Трапезунда, Алании, Зихии,[5] также
другие патриархи: Александрии, Антиохии и Ие-
русалима, а кроме того — католикос Ивирии, пат-
риарх Тырнова и архиепископ Сербии; — собор, на
который и папа прислал бы своих представителей,
согласно с установленными издревле порядком и
обыкновением. И когда они соберутся, надо, чтобы
они с любовью Всесвятого Духа и братским распо-
ложением исследовали существующие причины
конфликта между нами и вами. И если так будет,
я уверен, что Бог не скроет от нас Свою святую
волю и истину.

11. Если же будет не так, как я сейчас советую,
а так, как безрассудно в данный момент ты ста-
раешься, чтобы было, то не только не произойдет
объединения, но и начнется еще худший, чем
прежде, раскол. А ведь этот церковный раскол
уже дошел до такой чудовищности, что некоторые
из ваших вздумали крестить заново людей, при-
надлежащих к нашей церкви: ведь венгерский ко-
роль делает это безбоязненно и уже перекрестил
многих, в том числе и сына болгарского царя
Александра,[6] как будто наше крещение недейст-
вительно! Что пользы перечислять поименно?!
Самого императора, моего сына, когда он там на-
ходился и просил у короля помощи против не-
честивых, и сам король, и его мать,[7] и их вель-
можи настойчиво пытались окрестить заново вмес-
те со свитой, заявляя: «В ином случае, если ты
сначала этого не сделаешь, мы не сможем оказать
тебе помощи!»

12. И, наконец, подумай, какая нелепость: ведь,
будучи перекрещен из нашей веры, человек ока-
зывается полностью отверженным и лишенным пер-
вого крещения, второго же крещения нет, ибо хрис-
тианским крещением мы только раз крестимы; та-
кой человек поневоле становится безбожным, ибо
ясно, что кто не имеет крещения, не имеет и Бога.
И ясно, как мы сказали выше, что те, кто поступает
так, вместо того, чтобы быть нашими друзьями,
братьями и соучастниками в духовном теле Христа,
становятся нашими врагами — и не только в отно-
шении тел и добра, но и по отношению к самим
душам, а это, как мы сказали вначале, — харак-
терная особенность нечестивых!

13. Потому, если произойдет так, как сказано,
будет хорошо, если же нет, то и среди тех, кто
далеко, и среди самих тех, кто находится в Кон-
стантинополе, произойдет раскол, так что одни
из них убегут в чужие земли, другие подчинятся
нашей воле, третьи будут противостоять ей до са-
мой смерти, считая себя мучениками. Ведь так
и произошло при самодержце и предке моем им-
ператоре господине Михаиле, первом из Палео-
логов:[8] было сделано не так, как я советую сейчас,
а так, как в настоящее время ты стараешься,
чтобы случилось. И отсюда возникла тирания и
началось немалое гонение, пользы же не было ни-
какой, вследствие чего его дело вскоре оказалось
непрочным, и все снова вернулось в прежнее со-
стояние. Так вот, чтобы снова не произошло того
же самого, послушайся моих слов и совета.

14. Услышав это от императора, Павел сказал:

— Но какая мне польза от собрания многих?
Я обращаюсь только к тебе, а через это мне доступно
все, ибо ты подобен вертелу, на котором все, как
куски мяса, висят; и если ты сдвинешься, и они
вместе с тобой повернутся.

15. Император:

— Это не так, архиерей. О себе я скажу, что
если бы я был таким человеком, которого легко
убедить твоими словами, и если бы ты этого достиг,
то тебе, конечно, никоим образом не следовало бы
полагаться на мои слова, ибо если бы я так легко
послушался твоих слов, то в будущем так же легко
обратился бы к чему-нибудь другому. Что же ка-
сается необходимости исследования тех вопросов,
по которым возникают и существуют споры, то с
этим я согласен, одобряю это и желаю этого от
души. И когда по рассмотрении окажется, что
ваше учение здраво, истинно и не противоречит
нашим догматам, то первым, кто примет и возлюбит
его, буду я. В ином случае не питай никакой на-
дежды на то, что ты хочешь относительно меня.

16. Далее: если я подобен вертелу и все висят
на мне, как ты говоришь, то это — не так просто;
эти люди следуют в этих вопросах за мной, при-
нимая мои слова и склоняясь к ним как к при-
частным божественной истине и правильным дог-
матам, и никоим образом не иначе. Некоторое время
назад, когда встал вопрос о церковных догматах,
было произведено их рассмотрение — и не один
раз, но дважды и трижды — и церковь высказала
свое мнение по этим вопросам.[9] Но некоторые, не
будучи убеждены и этим, сказали: «Мы согласны
с твоими предписаниями во всем, что касается тел;
такие предписания мы приветствуем и следуем им,
подчиняясь тебе, поскольку ты наш император.
Но в том, что нам представляется идущим во вред
нашим душам, мы не можем за тобой последовать».
Таким образом, они сохраняют верность своей воле
по сей день, хотя я вполне мог бы как самодержец
применить к ним моей властью все, что захотел
бы: конфискацию, изгнание, смертную казнь. Но
это не свойственно нашей церкви, поскольку вы-
нужденная вера — не вера. Так вот, если эти от-
дельные здешние люди, которых можно легко пере-
считать, не захотели внять ни церковному, ни на-
шему решению, тем более могут не послушать
нас многие верующие, живущие далеко отсюда.

17. Павел:

— Нет правильной веры без решения папы; и
из этого ясно, что с той поры как вы отошли от
общения с ним, верх над вами взяли нечестивые
и отобрали у вас ваши земли.

Император ему:

— Твои слова о том, что с тех пор, как мы
порвали общение с папой, нечестивые осилили нас,
не убедительны: ибо и Антиохию, большой и зна-
менитый город, и множество находящихся в той
земле крепостей они захватили до раскола. И не
только это: ведь и в ваших пределах многое было
захвачено еще раньше. Я имею в виду Африку,
Карфаген и другие земли вблизи Испании. И по-
гому не доказательны твои слова, что якобы не-
честивые захватили наши земли из-за раскола Церк-
ви. Это произошло из-за многих других наших
грехов, совершая которые мы не раскаиваемся.

18. Что же касается нашей веры, то я заявляю,
что не только одни мы убеждены, что по сей день
храним ее неизменной, как приняли от Христа,
апостолов и их преемников, но и вы сами то же
самое по сю пору свидетельствуете, да и ты сам
говоришь, что наши убеждения не противоречат
вашим. Если же ты осмелишься сказать, что наша
вера и наши слова не содержат истины, справед-
ливости и праведности, пусть разведут огонь и давай
войдем в него!

На вопрос Павла относительно того, когда будет
огонь, император сказал:

— Я не поднимусь со стула до тех пор, пока
не разожгут огонь.

Некоторое время Павел, возможно, считал, что
эти слова сказаны императором не всерьез, и по-
тому соглашался. Когда же он понял, что это не
пустые и напрасные слова, но реальное дело, он
сразу начал отказываться, говоря: «Я жить, а не
умереть хочу». Император сказал:

— То же самое хочу и я, но я абсолютно уверен,
что при Божьем содействии в пользу православного
учения я не только не сгорю, но окажу вам помощь.
Потому-то я и осмеливаюсь войти в огонь. Ты же,
похоже, сомневаешься в своей вере и потому бо-
ишься смерти.

19. Павел некоторое время помолчал, затем им-
ператор спросил его:

— Что же ты думаешь по поводу сказанного
мной?

Тот ответил:

— Правду говорю, не обманываю: все это хоро-
шо, истинно и справедливо. Остается только тебе
встретиться с папой. И если это случится, много
произойдет добра.

Император:

— Я полагаю, что безумен человек, который,
желая перейти реку, простодушно влез в воду, не
изучив предварительно выхода из нее. Я говорю
это в качестве примера к твоему ответу. Ведь то
же самое, что ты сейчас говоришь и утверждаешь,
говорит папа; потому, если, как ты сказал, одоб-
ришь мои слова и совет — то, что мы исследуем,
решено; если же нет, то и прибыв к папе, я услышу
от него то же самое, что и от тебя сейчас, и то же
самое, что говорю тебе, скажу ему и я, и, значит,
мое прибытие к нему было бы напрасным.

20. Павел:

— Вы, императоры, усевшись на вершине им-
ператорской власти, не соглашаетесь посетить папу.
Потому-то ты и не хочешь отправиться к нему.

Император:

— Прежние, бывшие до меня императоры спра-
ведливо и не без причины, я полагаю, — и притом
основательно полагаю, — не прибывали к нему. Но
говорить здесь об этом пространней я отказываюсь,
чтобы мы, забыв дело, не занялись посторонним.
Я же ради единства Церкви не то что на лошадях
или на корабле — пешком отправился бы к нему,
будь он даже на самом краю света. Всякий, кто
прибывает к нему, целует его ногу. Для меня
это весьма удивительно. Но ради, повторяю, объ-
единения Церкви я бы не только его ногу по-
целовал, но и его лошади, и даже пыль под ее
ногами.

21. Павел:

— Если ты согласишься с моими словами и
отправишься к папе, чтобы исполнить его волю,
поскольку она справедлива и хороша, то папа даст
тебе не только средства для защиты границ и иных
целей, но и перстень, который он носит. Если же
нет — знай: великая и грозная сила придет и об-
рушится на вас, так что вы испытаете огромные
бедствия.

22. Император, слегка усмехнувшись, сказал
ему:

— Союз предполагает нечто большее, чем перс-
тень. Допустим, папа даст вместе с перстнем и свою
мантию и — ничего больше. Этим он исполнит твое
обещание, нам же от этого не будет никакой пользы.
Но я это сказал шутя. Серьезно же говорю, что
если догматы, которых придерживается папа и вы,
окажутся правильными и истинными, то мы сами
по себе примем их — без какой бы то ни было
помощи и даров. Если же нет, то ни огонь, ни меч,
ни сабля не заставят нас отступить от истинных и
правильных догматов, ибо нам сказано: «Не бойтесь
убивающих тело, души же не могущих убить»
(Мф. 10, 28), а также: «Никто не может похитить
овец моих из руки Отца моего» (ср. Ин. 10, 29).
Так что овец, находящихся у Христа в руке, никто
не сможет похитить, хотя бы и убивал тело десять
тысяч раз.

23. Когда же Павел сказал: «Христиан, живу-
щих среди нечестивых, я ставлю наравне с этими
самыми нечестивыми, поскольку они терпят, слы-
ша, как каждый день поносится имя Христово»,
император ответил ему:

— Я не только не считаю их всех, как ты
говоришь, нечестивыми, но думаю, что многие из
них лучше и благочестивей многих из живущих в
здешних краях: ведь те, оказавшись в плену и в
руках у нечестивых за известные Богу грехи и не
имея даже возможности оттуда уйти, тем не менее
тщательнее этих блюдут свою святыню и веру.

А из здешних некоторые туда перебегают, некото-
рые же, не имея возможности это сделать легко,
пребывают здесь против своей воли. Потому я и
сказал, что тамошних христиан я считаю право-
славными, а этих — нечестивыми. Судьбу же их
ведает праведный судия — Бог! А что плененные
христиане, слыша имя Божие поносимым, ничуть
не терпят ущерба, ясно следует из того, что побе-
доносные исповедники и святые мученики, находясь
среди нечестивых идолопоклонников, будучи хрис-
тианами и слыша хулу в адрес Бога, не терпели
ущерба. Но первые умирали естественной смертью,
без мученичества, и отходили с тем, чтобы дать
отчет в своих делах; другие же в решающий момент
сами отдавали себя на мученическую смерть с тем,
чтобы ее посредством приобрести вечные и неувя-
дающие венки.

24. После этих слов беседа подошла к концу.
Когда они немного перевели дух, император снова,
как прежде, спросил:

— Что ты думаешь по поводу сказанного, ар-
хиерей? Если это несправедливо, то изобличи не-
справедливость, если же это оказывается речами
истины и справедливости, послушайся моих слов
и совета!

Павел:

— Перед лицом Христа и истины, как прежде
сказал, так говорю и теперь: свято, прекрасно и
истинно то, что ты говоришь. И потому я согла-
шаюсь и приветствую, чтобы был созван собор.

25. Император:

— Как дела, так и слова мои пусть будут ясны
и понятны, чтобы они не потребовали иного объ-
яснения в будущем. Если ты хочешь, чтобы был
такой собор, как древние вселенские соборы, заме-
чательно, слов нет. Но если вы собираетесь прибыть,
чтобы учить нас истине, то мы учителей не при-
глашаем, и если судьями — тем более. Ибо как вы
будете выступать одновременно и судьями, и сто-
роной в споре? А если же вы придете дружески и
братски, без вражды и высокомерия, как люди, от
души ищущие истину, мир и согласие, то это будет
угодно Богу и нам, его рабам, приятно. Итак, если,
собравшись вместе, мы изучим взгляды друг друга
и придем все к соглашению — слава святому Богу!
Если же всем руководящий и движущий Бог за
ему известные грехи попустит, чтобы опять явилось
такое же разногласие между нами и вами и раз-
горелся спор, то, дабы не оборвалась связь и не
возникла у нас вражда и еще большая распря, чем
теперь, пусть каждая церковь останется при том,
чего она держится сейчас, с тем чтобы все от души
просили и умоляли миротворца Бога ниспослать
Свой святой мир и единство так, как он Сам ведает.

26. После того, как император это сказал и
Павел заявил, что он с этим согласен, было поста-
новлено, чтобы этот собор состоялся в Константи-
нополе в промежутке между началом июня пятого
индикта шесть тысяч восемьсот семьдесят пятого
года и концом мая седьмого индикта.[10]

""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""

 
 
 

              КОММЕНТАРИИ
 

Перевод сделан с греческого текста, изданного
о. И. Мейендорфом по рукописи Lavra А 135:
Meyendorff J. Projets de concile oecumenique en
1367. Un dialogue inedit entre Jean Cantacuzene et
ie legat Paul // Dumbarton Oaks Papers. Washing-
ton, D. С., 1960, № 14. P. 169—177. Впервые пере-
вод опубликован: Прохоров Г. М. Публицистика
Иоанна Кантакузина 1367—1371 гг. // Византий-
ский Временник. М., 1969. Т. 29. С. 328—334.

1. ...шесть тысяч восемьсот семьдесят пятого
года. — 1367.

2. ...из этой страны. — Очевидно, из Италии.

3. ...с патриархом. — Константинопольским
патриархом был тогда (во второй раз) Филофей
Коккин (1364—1376 гг.).

4. Здесь и далее курсивом обозначены вставки переводчика.

5. ...митрополиты Трапезунда, Алании, Зи-
хия. — Митрополия Алании находилась на Север-
ном Кавказе в районе Осетии, митрополия Трапе-
зунда — на южном берегу Черного моря, а Зихий-
ская — на северном берегу Черного моря в районе
Тамани и Абхазии.

6. ...венгерский король... царя Александра. —
За год до этого венгерский король Людовик Великий
перекрестил, заставил принять римско-католиче-
ское крещение захваченного им в плен в Видине
Страцимира, сына болгарского царя Александра.

7. ... его мать. — Елизавета Польская. Речь
идет о визите в Венгрию в 1366 г. с просьбой к
Людовику Великому о помощи византийского им-
ператора Иоанна V Палеолога.

8. ...при самодержце и предке моем импера-
торе господине Михаиле, первом из Палеологов. -
Михаил V Палеолог, император (1259—1282 гг.),
востановивший Византийскую империю (1261 г.) и
заставивший византийскую церковь — с целью
обезопасить свою империю с Запада — заключить
в 1274 г. в Лионе унию с римско-католической
церковью. Уния была не принята населением Ви-
зантии и со смертью Михаила прекратила свое
существование.

9. ...церковь высказала свое мнение по этим
вопросам. — Имеются в виду константинопольские
соборы 1341, 1347 и 1351 гг.

10. ...между началом июня пятого индикта...
и концом мая седьмого индикта. — Это означает:
между началом июня 1367 г., когда состоялся этот
разговор, и концом мая 1369 г.

""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Воспроизведено по изданию: Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Диалог с иудеем /Предисл., пер. с греч. и коммент. Прохорова Г.М. - СПб.: Алетейя, 1997.